Корзина
+7
499
946-35-12
+7
499
946-35-16
РоссияМосква123308, Москва, ул. Мневники, д.3к1, офис 426
Комплектация и обеспечение промышленными материалами

БАББИТЫ

БАББИТЫ

 

Баббит - это специальный антифрикционный сплав на основе олова или свинца, чаще всего используется для заливки вкладышей подшипников. Отличные антифрикционные качества баббита связаны с его особой гетерогенной структурой, которая характеризуется наличием твёрдых частиц в мягкой пластичной основе сплава. Таким образом, олово или свинец является пластичной основой сплава, которая обеспечивает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу. В сплаве есть также твердые включения, которые служат опорой подшипника, обеспечивая ему небольшое трение и износ. Определенные марки баббиты содержат такие добавки как сурьма, медь, никель, мышьяк, кадмий, теллур, кальций, натрий, магний и др. Баббит обладает низкой температурой плавления в рамках 300 - 440°C, а также хорошей прирабатываемостью.

Баббиты одни из старейших антифрикционных легкоплавких гетерогенных сплавов, которые широко применяются до сих пор. Баббит был изобретён Исааком Баббитом (I. Babbitt, США) в 1839, в качестве материала для подшипников паровых машин.

Баббит бывает трех вдов в зависимости от материала основы:
- Оловянным
- Свинцовым
- Кальциевым

Отличие оловянного баббита состоит в том, что он по сравнению со свинцовым обладает более высокой коррозионной стойкостью, а также износоустойчивостью и теплопроводностью. При сохранении всех этих качеств он имеет более низкий коэффициент линейного расширения.

Преимущество свинцовых баббитов состоит в том, что они могут работать при более высокой температуре подшипника, чем оловянные. Поэтому свинцовый баббит применяется для заливки подшипников двигателей автомобилей, тракторов, прокатных станов.

Кальциевые сплавы - это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и натрия. Кальциевые баббиты могут быть легированы другими элементами. Свинцовокальциевый баббит используется в первую очередь для подшипников подвижного состава и железнодорожного транспорта.

Химический состав, марки баббитов должны соответствовать ГОСТам. Для оловянных и свинцовистых баббитов есть ГОСТ 1320-74, для кальциевых - ГОСТ 1209-90. В зависимости от химического состава выделяются такие марки баббитов: Б88, Б83, Б83С - оловянные баббиты, Б16, БН и БС6 - свинцовые баббиты. В зависимости от состава баббитов опередляется их область применения. Так свинцовый баббит Б-16 используется для моторно-осевых подшипников электровозов, путевых машин; деталей паровозов и другого оборудования тяжелого машиностроения, которое подвергается большим нагрузкам. Оловянные баббиты Б-83,88 используются в первую очередь в подшипниках, которые работают при больших скоростях и средних нагрузках; например, подшипники турбин, крейцкопные, мотылевые и рамовые подшипники малооборотных дизелей, опорные подшипники гребневых валов.

ВЫПЛАВКА ОТРАБОТАННОГО БАББИТА          

Ремонт подшипника скольжения начинается с выплавки отработанного баббита. Выплавку старого баббита из вкладышей необходимо вести так, чтобы избежать механических и химических потерь сплава. Эту операцию проводят в электронагревательных печах. Очень важно обеспечить одинаковую температуру по всему телу подшипника. Только в этом случае происходит равномерное сползание, а затем стекание расплавленного баббита. Для выплавки баббита подшипник помещают в электропечь на специальный поддон и нагревают его примерно до 3200С. Выплавленный баббит по этому поддону стекает в емкости для его сбора. Подшипники небольших размеров устанавливают в камерную электропечь на поддон вручную. Для выплавки баббита из больших тяжелых подшипников их устанавливают грузоподъемными средствами на сливной поддон выкатного пода электропечи, а затем этот под вместе с подшипниками задвигают в рабочее пространство электропечи. Перемещение пода механизировано. По окончании выплавки всей партии подшипников старый баббит сортируетспереплавляется в чушки, которые затем могут использоваться как небольшая добавка к новому баббиту  .

НАГРЕВ ПОДШИПНИКОВ ПЕРЕД ЗАЛИВКОЙ

Баббит, заливаемый в холодный подшипник, быстро охлаждается, застывает неравномерно и плотно не прилегает ко всей поверхности подшипника. В быстро остывающем сплаве пузырьки газов не успевают выйти наружу,  поэтому баббитовая заливка получается пористой. Из-за разных коэффициентов термического расширения горячий баббит будет сокращаться сильнее, чем холодный подшипник. Вследствие этого между баббитом и подшипником могут образовываться воздушные полости, приводящие к браку.В зависимости от назначения подшипника требуется разная микроструктура баббита. Мелкокристаллическая структура необходима для работы в условиях полусухого трения, крупнокристаллическая — для режима жидкостного трения. Получение той или иной микроструктуры баббитов главным образом зависит от скорости охлаждения баббитового слоя после заливки. Скорость охлаждения, в свою очередь, определяется температурой подогрева корпусов заливаемых подшипников. При более высокой температуре подогрева микроструктура баббитового слоя получается более крупнозернистой.Для подогрева подшипников перед заливкой применяются те же камерные электропечи, которые использовались для выплавки старого баббита, только режим нагрева будет иной. Собранные формы с подшипниками помещают в рабочую камеру печи, нагревают до температуры 180-230С и выдерживают определенное расчетное время для полного прогрева и выравнивания температуры по всему телу подшипника. Нагрев подшипников выполняется одновременно с плавкой баббита, но с таким расчетом, чтобы температура расплава достигла температуры отливки одновременно с прогревом подшипников до требуемой температуры. Только после этого можно проводить заливку вкладышей подшипников баббитом.

ЗАЛИВКА НОВОГО БАББИТА

Плавка баббита является одной из важнейших операций в технологическом процессе, поэтому ей уделяют очень большое внимание. Металлы, входящие в состав расплава, при нагреве частично испаряются или образуют окислы, переходящие в шлак. Такая потеря баббита называется угаром. С угаром необходимо бороться, так как он нарушает химический состав баббита и ухудшает его свойства.Печи для плавки баббита имеют специальную конструкцию. В таких печах тигель выполнен так, чтобы расплав баббита имел небольшую поверхность соприкосновения с воздухом и равномерный нагрев по всему объему расплава. Электропечь должна точно поддерживать температуру, максимально быстро плавить баббит, а затем нагревать расплав до температуры заливки (500-600С в зависимости от марки баббита). Для контроля температуры заливки в расплав баббита погружается дополнительная контрольная термопара. На поверхности расплава образуются шлаки, поэтому заливку баббита удобно вести через специальный клапан с пневмоприводом, который располагается на дне тигля и управляется дистанционно. В этом случае шлаки с поверхности расплава никогда не попадут в заливаемый подшипник. После открытия клапана баббит по металлопроводу подается в форму для заливки. Клапаном можно управлять вручную или с помощью таймера, который автоматически отсчитает требуемое время заливки.Заливка подшипников баббитом не является делом простым. Разные баббиты имеют разные свойства. Каждый из них требует точного соблюдения режимов плавки и заливки. Строгое соблюдение всех технологических требований дает возможность получить подшипники скольжения высокого качества. Такую качественную заливку можно получить на оборудовании, которое специально спроектировано для этих целей и отвечает всем заданным технологическим требованиям.

Предыдущие статьи